Машины выстроились в ряд. «Пионер Трехгорки», «Мурзилка», «Знание — сила», «Пионер»… восемь педальных авто. За рулем сидят водители, своими руками сделавшие машины. На фабричном дворе Трехгорки собрались ткачихи, чтобы торжественно проводить своих ребят.
«МОСКВА—НОГИНСК» — написано на каждом авто. Путь далекий — 60 километров.
Напутственное слово говорит секретарь партийного коллектива товарищ СЕВЕРЬЯНОВА. Ребятам вручают письмо от работниц Трехгорки, которое нужно доставить текстильщикам Ногинска. В этом письме трехгорцы рассказывают о своей работе с ребятами. Почетная задача — доставить письмо, призывающее ногинцев как следует заботиться о детворе.
И вот флажок стартера опускается вниз. Машины двинулись.
Вечерело. С гладкого шоссе водители свернули в сторону и, преодолев километр песчаного пути, остановились на ночевку в Салтыковке.
Но ночь была явно неудачной. Ни усталость от «песков Кара-Кума», ни уют чудесной дачи ребят Трехгорки, ни чистый лесной воздух, — ничто не могло побороть переполнившего всех желания — двигаться вперед. В 4 утра многие лежали уже с открытыми глазами и нетерпеливо перешептывались.
А когда солнце лучами приветствовало ребят, они уже двигались по шоссе Энтузиастов, которое подобно свинцовой реке в зеленых берегах.
Юные энтузиасты техники, любознательные следопыты следовали друг за другом мимо лесных массивов и ржаных нив, мимо желто-золотистых полян и фиолетовых пригорков — дорогой цветов.
Позади первые пять километров. Привал!
Мы отдыхаем, а разведчики-велосипедисты мчатся дальше и, возвратившись, докладывают начальнику пробега:
— Товарищ ГИНЗБУРГ, в Купавне все готово. Нас ждут.
За рулем «Пионера Трехгорки» сидит АЛЕША ГРЕЧИШЕНКО. Алеша идет первым в колонне. Алеше первому выпадает честь въехать на улицу Купавны, за ним на разукрашенном педальном грузовике едет ЮРА КРЕЙС. Начинаются встречи, полные неожиданностей.
Число ребятишек, бегущих за необычайной колонной, молниеносно растет, из окон высовываются головы любопытных. Под звуки оркестра колонна въезжает в ворота Купавинской фабрики. Местные пионеры горячо приветствуют участников пробега. Остановившись у школы, водители, сдвинув на лоб шоферские очки, слезают с машин, их окружают ребята, рабочие и колхозники.
— Федор Адрианович! Придется сделать такой же, — говорит под свежим впечатлением один рабочий, осматривая педальный автомобиль. Но особенно интересуются ребята. Они любовно осматривают машины, ощупывают детали, знакомятся с секретами устройства авто и у всех рождается одно желание: заиметь свои автомобильчики и кататься на них.
Вот фанера, вот старая шина, вот коленчатый вал — вот автомобиль. Все это можно сделать своими руками.
КОЛЯ МИТЮШИН из бригады юных электриков, захлебываясь от удовольствия, объясняет купавинским ребятам, как правильно поставить штепсель, как сделать изоляцию и параллельно включить ток. Коля ставит на место аккумуляторную батарейку и, несмотря на то, что еще светло, с важным видом зажигает фары…
На следующее утро после гостеприимного приема колонна покидает Купавну.
Купавна скрывается за рощей.
Вторая встреча в Обухове. Снова толпы любопытных, снова летучий митинг, снова радушный прием местных пионеров и рабочих-текстильщиков.
Бригада радистов — участников пробега в каких-нибудь десять минут приводит в действие свой походный радиоприемник «ЭКР-13». Слушаем Москву! У фотографов уже готовы свежие фото.
ШУРА КАРАСЕВ — водитель «Мурзилки» вызывает на социалистическое соревнование водителя «Пионера» — СЕРЕЖУ МЕРЛИНСКОГО. В соревнование включаются все. Задача: прибыть в Ногинск без аварий и поломок. Водители копашатся у своих машин, стирают пыль, смазывают детали, потуже завинчивают гайки.
Впереди — последний перегон. Утром цепочка машин опять движется по шоссе. В колонне прибавляется еще один автомобиль, его ведет сияющий от радости ГЕНЯ КРЕЙС.
На старте у Гени испортилась передача. Пока рабочие Трехгорки исправляли машину, Геня отстал. Была возможность догнать ребят на грузовике, который повез продукты в Салтыковку, но шофер оказался нечутким человеком, он отказался взять Геню. Однако, Геня пустился на хитрости, он потихоньку пристроился в полуторатонке; но еще в городе был замечен шофером и безжалостно ссажен вместе со своим авто. Обиженный Геня явился домой и даже расплакался. Прошло почти два дня волнений и мытарств, пока Гене удалось сесть за руль своей любимой машины.
От нетерпения захватывало дух. Вот уже показался Ногинск, и после небольшой остановки на Истоминской фабрике остался самый, самый последний кусочек пути. Но увы, асфальт окончился, и этот последний кусочек не без труда пришлось преодолевать по булыжнику.
С радостью въехали в Ногинск. Впереди водители на педальных автомобилях, за ними разведчики-велосипедисты и, наконец, пешеходы с рюкзаками за плечами. Пешеходы — это юные фотографы, радисты, электрики, санитары, авиамоделисты, драмкружковцы, музыканты. Первыми встретили участников пробега в Ногинске пионеры-велосипедисты в ярких полосатых майках и в красных жокейских шапочках, затем навстречу прошли пионерские колонны с знаменами и лозунгами Пионерское «ура» гулко разносилось по улицам.
Небольшой отдых в городском сквере, и машины марки «ДВК» (Детский внешкольный комбинат Трехгорки) двинулись по тротуару вдоль липовой аллеи по направлению к Глуховской фабрике.
В 5 часов 13 минут, через три дня после старта алую ленту финиша перерезал АЛЕША ГРЕЧИШЕНКО. Путь окончен. Письмо работниц Трехгорки вручено ногинским текстильщикам! Вручено прекрасное письмо, в котором на живых примерах рассказывается, как забота о детях на Краснознаменной Трехгорке стала первой большевистской гордостью.
Но и в письме не расскажешь всего того, в чем можно убедиться собственными глазами. А убедились во многом ногинские и глуховские ребята, когда в день расставанья был устроен большой праздник встречи с ребятами Трехгорки…
В окружении вековых сосен расположился Глуховский стадион. Сюда стянулись тысячи пионеров и рабочих для того, чтобы приветствовать участников необычайного пробега. И когда начался парад, принимать его вышли представители партийных и комсомольских организаций.
По беговой дорожке двигались водители в противогазах на педальных автомобилях, к трехгорцам присоединились четыре ногинских педалиста. Вслед за машинами — велосипедисты, детский духовой оркестр Трехгорки, команды юных футболистов, участники струнного оркестра с поднятыми кверху инструментами. Завершала шествие колонна ногинских пионеров.
После парада на стадионе разыгрывался футбольный матч Трехгорка — Глухово. Победили гости со счетом 1:0. В это время один за другим вздымались кверху белые монгольфьеры, заводились резино-моторы действующих моделей, летал коробчатый змей. Радисты Трехгорки снова распечатали свой изумительный чемодан и хозяйничали в эфире: походная фотолаборатория привлекала внимание всех. Здесь показывали «чудеса». Через два часа после начала праздника снимки были готовы, и ребята разглядывали фото-молнии. Это был праздник юных техников.
А когда небо стало темносиним, трехгорцы дружески прощались с ногинскими пионерами, которые увидели, чего могут достигнуть ребята, если у них хорошие руководители, если у них кипучее желание: знать, строить, созидать!
Я. ШВАРЦМАН
Газета «Пионерская правда» № 75 (1374) — 16 июня 1934 года